Ленин жил,
   Ленин жив,
     Ленин будет жить!
MONULENT.RU 

Рославль — Смоленская обл.

[посмотреть все памятники города]

Рославль возник в период 1136-1150 гг. как одна из крепостей княжеских земель Смоленского князя Ростислава Мстиславича. Близко была река Остер (Вострь). Но несмотря на очевидное удобство расположения на сухом и высоком левобережьи Остра, прагород Ростиславль был основан в треугольнике между небольшими речками Становкой («Становной») — притоком Остра и Глазомойкой («Гузомойкой») — притоком Становки. Здесь, на древнем городище с земляными валами, носящим с XIX в. название по фамилии одного из первых владельцев ее — «Бурцевой горы» и стояла крепость « предок будущего города.

Развитие города можно проследить по нескольким, известным нам планам. Три из них относятся к XVIII в. План землемера Гурьева имеет точную дату — 1776 г., два других можно датировать концом 60-70-х гг., то есть они более ранние. Доказательства этому можно найти в датах перестройки двух деревянных главных церквей того времени: Благовещенской соборной и Усекновения главы Иоанна Предтечи (Тихвинской). На всех трех планах отмечена плотина под Бурцевой горой на речке Становке и озеро, подтопившее долину. Оно просуществовало почти до 20-х гг. XX в., а возникнуть могло и ранее 20-х гг. XVIII в.

На все три карты-плана не попало Вознесенское кладбище (открыто в 1776 г.), что может быть дополнительным доказательством датировки двух планов, а в 1776 г. план Гурьева еще не успел его отразить. Два плана: землемеров, прапорщика Лаврена Кор. и Гурьева наглядно показывают, что город был похож на своеобразный веер, имея в своей основе точку разворота — Городской Земляной вал — Бурцеву гору.

Генеральный план, преподнесенный городу в 1780 г., согласно указу императрицы Екатерины II от 1763 г. «О сделании всем русским городам новых планов» резко меняет планировку города. Он уходит от самобытной, естественной развивающейся структуры городской среды, и навязывает ей, возможно, более удобную, но жесткую, геометрически скучноватую сетку квадратов. В эти квадраты и должны были теперь вмещаться домовладения, а улицы и переулки своими линиями отсекать все лишнее. Приходилось учитывать и требования фасадной застройки, которой раньше рославльчане не придерживались. И сейчас еще старую «генеральную» планировку можно увидеть на пересечениях улиц Красина, Ленина, Советской, Первомайской, Кирова и Пролетарской, Урицкого, Каляева, Глинки и др. Эта планировка является своеобразным памятником градостроительства XVIII в.

План 1849 г. уже отмечает почти построенную шоссейную дорогу Москва — Варшава, начало строительства шоссе Смоленск-Рославль. Город начал медленно продвигаться на восток. Но шоссе Рославль-Брянск еще не трассировано и не обозначено «кольцо», но уже имеется здание почтовой станции, где отделывались комнаты (гостиница) для августейших особ.

На плане 1913 г. город уже стал единым целым с хозяйством Риго-Орловской ж. д., в том числе ремонтными мастерскими, будущим ВРЗ. Брянское шоссе соединилось кольцом-восьмеркой со Смоленским и функционирует. Развитие города идет во все стороны. Много каменных зданий. Таким город вошел в 1-ю мировую войну.

monulent.ru :: 2004-2011